Раскатные станы для формообразования деталей ГТД из жаропрочных сплавов методом раскатки в изотермических условиях.

Министерство науки  и
высшего   образования
Российской Федерации

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english
imash.ru » Научные отделы ИМАШ » Механика машин и управление машинами » Структура Отдела » Лаборатория управления технологическими процессами и системами » Основные научные результаты и достижения » Раскатные станы для формообразования деталей ГТД из жаропрочных сплавов методом раскатки в изотермических условиях.

1. Раскатные станы для формообразования деталей ГТД из жаропрочных сплавов методом раскатки в  изотермических условиях. 

Технологии, применяемые ведущими мировыми производителями авиадвигателей (Евросоюз, США), основаны на «геторайзинг»-процессе, который требует использования дорогостоящих горизонтальных прессов с усилием свыше 20 тыс. тонн для предварительной подготовки прутков с ультрамелкозернистой структурой, а также вакуум-штамповочных комплексов с такими же усилиями и дорогостоящие штампы из молибденовых сплавов для формообразования деталей ГТД.
 
Отечественные технологии (горячая штамповка литых сплавов, газостатическое прессование порошковых сплавов) включают многочисленные операции «нагрева-штамповки-мехобработки», не позволяют получить однородную структуру и высокие прочностные характеристики, исключить пористость, а также имеют низкий КИМ.
 
Разработанная в рамках НИОКР* технология формообразования деталей ГТД из жаропрочных сплавов методом раскатки в изотермических условиях устраняет указанные недостатки и имеет ряд преимуществ:
  • обеспечение высокой степени однородности микроструктуры, что позволяет увеличить ресурс деталей из жаропрочных сплавов в 2-3 раза
  • за счёт повышения (до 10%) механических свойств материала, получить регламентированно изменяющуюся структуру сплава;
  • снижение номинального припуска на механическую обработку до 2 мм, в зависимости от назначения и размеров деталей;
  • повышение коэффициента использования металла (КИМ) в 3-5 раз;
  • возможность создания гибких переналаживаемых автоматизированных комплексов, а также производственных интеллектуальных технологий в авиадвигателестроении.
     
Технология запатентована в России и является приоритетом России (патенты №146549 от 2014г, №2548349 от 2015г., №2567084 от 2015г. и др.).
Полученные результаты фундаментальных и прикладных научных исследований* (разработка и испытания экспериментальных и промышленных образцов станов для изотермической раскатки дисков СРЖД-800, АЛРД-800, а также полых валов – СРВ) позволяют создать конкурентоспособные технологии изготовления деталей ГТД из жаропрочных сталей и сплавов.
 * НИОКР проводились в 2011-2017 гг. совместно с ИПСМ РАН г. Уфа в рамках ФЦП Минобразования, ФЦП Минпромторга, договоров с АО «ОДК» корпорация «Ростех», промышленными предприятиями АО «НПЦ Газотурбиностроения «Салют», г. Москва, ПАО «Кузнецов», г.Самара, ООО «Савеловский станкостроительный завод» компания ООО «Группа Стан».