Школа профессора Когаева В.П.

Министерство науки  и
высшего   образования
Российской Федерации

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english
imash.ru » Об институте » Научные школы » Школа профессора Когаева В.П.

Школа профессора Когаева В.П.

Владимир Петрович Когаев 1925-1989

Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии СССР. Владимир Петрович Когаев широко известен как автор фундаментальных научных трудов в области прочности конструкционных материалов, деталей машин и конструкций при динамическом нагружении,  как создатель  статистических подходов к оценке прочности и ресурса по критериям сопротивления усталости, получивших широкое применение в инженерной практике ряда ведущих отраслей машиностроения: автомобилестроения, самолетостроения, железнодорожного транспорта, автотракторостроения, сельхозмашиностроения и др.  Научные труды В.П.Когаева широко известны в странах Европы и Азии.

Основными направлениями научной деятельности  В.П. Когаева были:

  • разработка методов расчета характеристик сопротивления усталости деталей машин и конструкций при циклических регулярных и случайных нагрузках в детерминистических и вероятностных постановках;
  • изучение влияния конструктивных и технологических факторов на характеристики сопротивления усталости  и разработка методов повышения несущей способности деталей машин и элементов конструкций;
  • статистическая оценка характеристик переменной нагруженности деталей машин, создание методов оценки долговечности при нестационарных режимах нагружения в области многоцикловой усталости, в том числе включающих кратковременные интенсивные перегрузки;
  • исследование закономерностей процесса упрочнения – разупрочнения конструкционных материалов в области многоцикловой усталости при наличии малоцикловых перегрузках;
  • выявление вероятностно – статистических закономерностей сопротивления усталости сварных соединений при регулярном и случайном нагружениях;
  • создание научных основ для разработки методических материалов и нормативных документов по расчетам и испытаниям на усталость и оценки надежности элементов машин и конструкций.
  • комплексное исследование усталостного разрушения волокнистых композитов с полимерной матрицей, обоснование и экспериментальная проверка существования единой кривой усталости слоистых пластин из углепластика.
  • создание испытательной техники для исследования закономерностей многоцикловой усталости.

Особое внимание В.П.Когаевым было уделено вероятностным методам расчета прочности и ресурса при действии напряжений переменных во времени. Им были разработаны методы расчетно-экспериментального исследования прочности и ресурса в детерминированной и вероятностной постановке при возникновении циклических упругих деформаций для наиболее нагруженных зон при механических воздействиях. Проведены систематические экспериментальные и расчетные исследования по определению характеристик сопротивления циклическим упругим деформациям. На их основе сформулированы деформационно-кинетические критерии разрушения, созданы научные основы прогнозирования долговечности и ресурса в связи с конструктивными, технологическими и эксплуатационными факторами.

В.П.Когаевым разработана статистическая теория подобия усталостного разрушения и предложен критерий подобия усталостного разрушения, которые позволяют определять функции распределения пределов выносливости натурных крупногабаритных элементов конструкций и деталей машин по результатам испытаний, соответствующих критерию, лабораторных образцов или, им подобных, моделей, в дальнейшем доработанная применительно к углепластикам. В..П. Когаевым была предложена корректированная гипотеза накопления усталостных повреждений, позволяющая учитывать форму блока нагружения и влияние амплитуд, лежащих ниже предела выносливости, на накопление усталостных повреждений, что существенно повышает точность ресурсных расчетов машин и конструкций по критерию усталости.

Значительную часть в научной работе В.П.Когаева занимали исследования закономерностей развития усталостных трещин в конструкционных материалах при регулярных и нестационарных циклических режимах нагружения. Большой вклад внесен В.П.Когаевым в изучение статистического аспекта этой проблемы, включая влияние на развитие трещин значительных эксплуатационных перегрузок, особенности развития поверхностных трещин в неоднородных полях напряжений. Под руководством В.П. Когаева проведен целый комплекс работ по изучению усталостной живучести деталей и конструкций железнодорожного транспорта, элементов авиационных гидравлических систем и конструкций. В результате разработаны и внедрены в практику методы определения ресурса элементов машин и конструкций по условию их усталостной живучести.
Научные исследования и полученные критерии разрушения были доведены до стадии их практического применения в расчетах деталей и элементов конструкций в различных отраслях машиностроения: самолетостроение, железнодорожный транспорт, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. Под руководством В.П.Когаева и на основе его трудов создана государственная и отраслевая нормативно-техническая документация по методам расчетов и испытаний на прочность в области многоцикловой усталости, оценки ресурса проектируемой и эксплуатирующейся техники. Результаты проведенных исследований вошли в государственную и отраслевую нормативно-техническую документацию по методам расчетов и испытаний на прочность.

Он был координатором международных программ Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по комплексным проблемам прочности при циклическом нагружении в области многоцикловой усталости. За время своей научной и педагогической деятельности В.П.Когаев подготовил около 50 кандидатов и докторов наук, многие из которых в настоящее время широко известны в нашей стране и за рубежом.