Школа профессора ДРОЗДОВА Ю.Н.

Министерство науки  и
высшего   образования
Российской Федерации

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english
imash.ru » Об институте » Научные школы » Школа профессора ДРОЗДОВА Ю.Н.

НАУЧНАЯ ШКОЛА д.т.н., профессора Дроздова Юрия Николаевича – «Трение, износ, смазка (трибология) в экстремальных условиях»

Дроздов Юрий Николаевич – известный ученый в области трения, изнашивания, смазки (трибологии и надежности, безопасности машин и механизмов), доктор технических наук, профессор, действительный член Российской  Академии Космонавтки и Российской инженерной Академии, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РФ. Имеет 700 печатных научных трудов, монографий, справочников, учебников, авторских свидетельств и патентов. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию,  в 1973 г.   - докторскую. С 1976 г. – профессор по специальности трение и износ в машинах. Работал заместителем директора Института машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР по науке, в настоящее время – заведующий отделом «Трения, износа, смазки (трибологии)» и заведующий лабораторией «Узлов трения для экстремальных условий»  названного Института.

После окончания Московского Высшего технического училища им. Н.Э. Баумана Ю.Н. Дроздов был распределен для работы на кафедре «Гусеничные машины», где с 1959 г. начал заниматься проблемой трения, изнашивания, смазки тяжелонагруженных трансмиссий и фрикционных передач (вариаторов скорости) боевых гусеничных машин. В период обучения в аспирантуре он слушал лекции по различным разделам математики в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, что способствовало успешному преподаванию после защиты кандидатской диссертации высшей математики в МВТУ  им. Н.Э. Баумана.

На  кафедре «Гусеничные машины» им был создан уникальный стенд для исследования трибологических процессов при качении со скольжением тел. Впоследствии аналогичный высокоскоростной стенд под его руководством был построен на Рижском вагоностроительном  заводе. Были проведены широкомасштабные эксперименты при  высоких контактных напряжениях по Герцу (от более 3000 МПа) и скоростях (более 100 м/с), при различных температурах, сортах материалов контактирующих тел и смазочных материалов -  жидких, пластичных, твердых. Исследовались толщина смазочных слоев, коэффициент трения скольжения, износостойкость, условия возникновения заедания. Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации:  Ю.А. Гавриков, В.Ф. Рещиков, Е.Г. Юдин, В.И. Смирнов  и другие.

Ю.Н. Дроздовым разработаны обобщенные информативные характеристики трибологических процессов (трибологические инварианты), на основе которых описаны процессы трения, изнашивания и смазки с учетом сложных физических, химических и механических явлений. Созданы комплексные методы физического и математического моделирования трибологических процессов, учитывающих контактно-гидродинамическую теорию смазки, химическую кинетику, теплофизику, адсорбционные и диффузионные явления, физические процессы на атомно-молекулярном уровне.

С 1965 г. Ю.Н. Дроздов работает в Институте машиноведения им. А.А. Благонравова РАН. Основные исследования здесь были сосредоточены в направлениях обеспечения надежности и ресурса узлов трения, функционирующих в экстремальных условиях – в вакууме, газовых средах, в широком диапазоне температур, при воздействиях полей различной физической природы. Создано большое количество оригинального экспериментального оборудования. Исследованы подшипники скольжения, качения, шарниры, зубчатые передачи, пары возвратно-поступательного скольжения, кулачковые механизмы и другие узлы трения.  Защищены кандидатские и докторские диссертации: В.Г. Павловым, Б.М. Силаевым, В.М. Жучковым, С.В. Усовым и другими.

Ю.Н. Дроздов разработал научные основы ресурсного проектирования механических систем по критерию износа, им впервые введено понятие трибологической надежности узлов, функционирующих в экстремальных условиях. Защищены диссертации  О.Г. Ромашкиным, С.Л. Гафнером,  А. Наконечным, Г.И. Туманишвили, В.Г. Арчеговым и другими.
Большое  внимание Ю.Н. Дроздов уделяет поиску и разработке новых  поверхностных упрочняющих технологий, созданию композиционных износостойких и антифрикционных покрытий, оптимизации конструкций узлов трения в т.ч. выполненных из технической керамики. Защищены по этому направлению докторские и кандидатские диссертации:  В.Н. Пучковым, В.В. Широбоковым, П.П. Усовым, П.В. Поляковым, В.Н. Артамоновым, В.И. Клочихиным, А.Г. Хуршудовым, С.Ф. Мугнецяном  и другими.

Результаты его научно-исследовательских работ использованы в авиационно-космической технике, ядерных реакторах, энергетическом и транспортном машиностроении, при создании орбитальных станций и планетоходов, устройств и оборудования для исследования Космоса, Луны, Марса и других планет.  По указанным темам защищены докторские и кандидатские диссертации:  В.В. Измаилов, В.И. Мудряк, С.И. Дынту, В.Ф. Чебан, В.В. Макаров, В.И. Егоров, Л.О. Вайсфельд и другие. В последние годы Ю.Н. Дроздов работает в области создания  уникальных сейсмоизолирующих фрикционных качающихся подшипников скольжения для нефте-газовых морских платформ.
Исследованы трибологические процессы в стрелково-пушечном оружии (д.т.н. Ю.П. Платонов, д.т.н. В.К. Зеленко, д.т.н. С.В. Усов и другие).

Под руководством и при консультациях Ю.Н. Дроздова защищено около 40 кандидатских и докторских  диссертаций, во многих научных работах использованы его идеи и методы. Ю.Н. Дроздов читал лекции, выступал с докладами во многих ВУЗах СССР, России, СНГ и за рубежом (США, Англия, Германия, Китай, Корея, Чехословакия и др.). Он являлся участником и организатором международных  конференций по проблемам трибологии.

Многогранна научно-организационная деятельность Ю.Н. Дроздова: заместитель Председателя Межведомственного научного совета и Национального комитета РАН по трибологии, член-корреспондент Международного совета по трибологии (Великобритания), член Научного совета РАН по проблемам машиноведения и технологических процессов, секции Межведомственного совета по присуждениям премии Правительства РФ, член ученых (ИМАШ РАН, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГОУ им. В.С. Черномырдина)  и научно-технических советов.  Много лет работал в Высшей аттестационной комиссии СССР. Он является членом редакционных коллегий журналов: «Вестник машиностроения», «Проблемы машиностроения и надежности машин», «Трение и износ», «Машиностроение и инженерное образование, «Проблемы машиностроения и  автоматизации»,  «Защита материалов» (Китай), был  членом  редколлегии двух журналов «Инженерная трибология» «Инженерная медицина» в Великобритании и других.

Отмечен медалью «2000 выдающихся интеллектуалов  ХХI века», г.Кембридж, Англия; в США он получил диплом Американского биографического института как эксперт по трибологии, надежности и безопасности.
За научно-технические достижения награжден орденом  Трудового Красного Знамени и несколькими медалями:  «За доблестный труд», «За трудовую доблесть»,  «Ю.А. Гагарин»,  «С.П. Королев», «А.Л. Кемурджиан» и другие.